05.03.2024 11:22
Новости.
Просмотров всего: 4989; сегодня: 2.

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

Советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный военный самолет Як-28 совершил первый полет 5 марта 1958 года. Як-28 стал первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета радио-электронной борьбы, учебно-тренировочного самолета.

В модификации бомбардировщик был носителем тактического ядерного оружия. Самолет создан на базе Як-26. Серийный Як-28Б впервые был продемонстрирован публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году. Серийное производство было завершено в 1971 году. Всего было построено 1 180 самолетов.

Различные модификации Як-28 стояли на вооружении на всей территории СССР, а также в Западной группе войск, в Польской Народной Республике и ГДР, в частях разведывательной авиации, истребительно-бомбардировочной и авиации ПВО до 1992 года.

Несмотря на довольно большое количество построенных и эксплуатировавшихся в строевых частях самолетов, официально на вооружение он принят так и не был, отчасти потому, что во время одного из демонстрационных полетов Государственной комиссии произошла катастрофа - самолет разрушился при полете на сверхзвуке. На экспорт Як-28 не поставлялся.

Все модификации отличались высокой аварийностью. В 1973-1974 годах в ГК НИИ ВВС была проведена специальная работа по обобщению материалов всех тяжелых летных происшествий с Як-28 и затем разработана программа летных экспериментов, в которых повторялись обстоятельства катастроф. В результате проведенных испытаний было признано, что причиной большинства катастроф следует считать человеческий фактор.

Летчики ВВС ГДР 6 апреля 1966 года на Як-28П совершили подвиг. Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов ценой своих жизней отвели самолет с отказавшими двигателями от жилого массива около западного Берлина. Посмертно герои были награждены орденами Красного Знамени. Тела Капустина и Янова вместе с обломками самолета были подняты из озера Штессензе британскими войсками. Британцы сняли с Як-28 антенну БРЛС «Орел-Д» и подвергли ее тщательному изучению.

Бомбардировщики Як-28И 668-го БАП города Тукумс, Латвия, 9 ноября 1975 года принимали участие в преследовании СКР «Сторожевой», команда которого оказала вооруженное проявление неподчинения. Три самолета вышли на цель, причем каждый на свою: в результате бомбометания две бомбы взорвались вблизи кормы БПК «Сторожевой» и корабль застопорил ход. Як-28 в модификации самолета-разведчика ограниченно использовались во время Афганской войны.

В эксплуатации самолет оказался достаточно сложным и в значительной степени отказным, несмотря на почти полное отсутствие какой-либо автоматики. На протяжении всей эксплуатации машины действовала масса ограничений, в том числе был запрещен сложный пилотаж и штопор. Из-за несинхронного розжига, а также периодического самовыключения форсажа разрешался взлет только на максимальном бесфорсажном режиме работы двигателей.

Для предотвращения этого явления на самолет установили систему - автомат курса АК-2А, который в случае появления разнотяга двигателей автоматически отклонял руль направления, парируя разворот самолета в сторону отказавшего двигателя. На практике автомат курса оказался ненадежен, и из-за его ненормальной работы произошло немало катастроф. Долгое время вызывала нарекания система выпуска закрылков. Проблема впоследствии была решена установкой более мощного гидропривода.

Тем не менее, самолет пользовался уважением в среде авиаторов. Особый восторг вызывала впечатляющая тяговооруженность - при взлете без вооружения, с розжигом форсажей, самолет мог набирать высоту практически вертикально.

Фюзеляж самолета оказался достаточно слаб и при полной загрузке деформировался, при этом невозможно было закрыть фонари. Поэтому приходилось сначала сажать летчика и штурмана, закрывать кабины и только потом заправлять самолет и подвешивать боеприпасы. Кроме того, малый просвет между фюзеляжем и бетонным покрытием аэродрома не позволял подвешивать бомбы крупного калибра. Пришлось строить на стоянках специальные закрывающиеся «ямы», либо устанавливать самолет на подъемники.

Изображения из открытых источников.


Исторические события:


5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет

5 марта 1958 года реактивный самолет Як-28 совершил свой первый полет


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9716 публикаций
Сайт: rus.team/events/reaktivnyy-samolet-yak-28-sovershil-pervyy-polet
Поделиться:

Интересно:

Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
15.01.2025 23:13 Новости
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
13 января на площадке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) состоялось заседание жюри проекта Олега Газманова «Родники.Дети». Оно определило предварительный состав финалистов этого сезона. Ими стали более 100 талантливых детей. Приём заявок был закрыт 1 декабря. В конкурсе могли...
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...